Надя Грицкевич о песнях на русском языке, Метерлинке и пиратах

000198260012Голос группы Moremoney Надя Грицкевич рассказывает о своём новом проекте «Наадя», и сложностях в исполнении песен на русском языке.
Музыкант и голос группы Moremoney Надя Грицкевич рассказывает о своём новом проекте «Наадя», и сложностях в исполнении песен на русском языке.



надя грицкевич, наадя


«Песня “Пираты” — довольно старая, ей около пяти лет». — рассказывает Грицкевич про клип, опубликованный в сети утром дня интервью. На видео из микрофона Нади растут веточки и цветы, с потолка свисают лианы. Мы встречаемся уже ближе к вечеру, и лента Facebook весь день полна этими цветами, лианами и восторгами людей, в первых раз услышавших, как Надя поёт по-русски; и даже в первый раз узнавших о её существовании, но уже влюблённых в песню.
«Я, — продолжает Грицкевич после паузы, — хотела сделать этот проект довольно давно. Честно говоря, петь на русском языке могла бы уже лет семь назад. Не было, что называется, музыкальных ресурсов».



«Наадя» — сольный проект именно Нади Грицкевич, до того больше всего известной в качестве вокалистки англоязычной группы Moremoney. В смысле музыкальных ресурсов новый проект всё также состоит из музыкантов Moremoney (прибавилась гитара Маши Теряевой из проекта «Дуб и просто дерево»), поёт снова Надя; но удивительным образом это совершенно другая история, с совершенно другим визуальным воплощением и, опять же, песнями на русском языке.
С русским языком в музыкальном плане действительно сложно. Грицкевич рассказывает, что и Moremoney, и большая часть современных молодых исполнителей, выросших на западной музыке, в первую очередь сталкивается с невозможностью петь то, что хочется — так, как им нравится. И поэтому предпочитает исполнять англоязычные тексты. — «Русский язык трудно адаптировать уже к электронике, он как-то очень нелогично в её рамках начинает звучать. У русской музыки есть своё собственное ощущение, очень яркое. Когда кто-то произносит вслух это словосочетание — «русская музыка», — сразу представляешь себе какой-нибудь подъезд, ДДТ и гитару».

надя грицкевич, наадя


Семь лет назад, когда Грицкевич начинала писать свои тексты, услышать их можно было именно в исполнении под гитару. В таком качестве они до сих пор комфортно себя чувствуют в паблике «Грицкевич, пой».
«В тот момент, когда писались эти песни, я не очень представляла, что с ними делать. Советовалась с разными музыкантами, пыталась понять, как они должны выглядеть по итогу; и ничего из того, что я себе представляла мне не нравилось. — рассказывает Надя. — Хотелось найти более аккуратный подход, но при этом не акустический. Чтобы не группа «Мельница», понимаете? Песни под гитару, сейчас — это всё же, согласитесь, было бы довольно печально».

надя грицкевич, наадя


Аккуратность и системный подход в подаче явно очень важны для Грицкевич. Мы беседуем в парке «Сокольники», практически в декорациях клипа на «Пиратов»: кругом деревья, изгороди, трава — вместе с глазами моей собеседницы всё это представляет самую полную на свете палитру оттенков зелёного. Судя по нарисованному в окружении растительных мотивов логотипу, Надя явно это понимает и старается выдерживать визуальный ряд проекта в одной стилистике.

надя грицкевич, наадя


«Нельзя сказать, что мне хотелось вы****ться, — добавляет она. — Но очень хотелось избавиться от этого пресловутого ощущения, сделать русскую музыку немного по-новому. Мы же не про подъезд и не про гитару».
Поскольку к этому моменту у «Наадя» официально вышла только одна песня, и определить, про что, собственно, проект — трудно. Я расcказываю, как ещё до интервью весь день слушал «Пиратов», и какой, на мой взгляд, у них получился волшебный клип.
«Да это, в общем, и не клип», — говорит Грицкевич. — «Просто взяли и сняли живое видео исполнения песни. Эти же ребята делали для нас видео на кавер песни “Аквариума”. И мне показалось, что их стилистика к «Пиратам» тоже очень подходит».
Отвечая, попадает ли Гребенщиков под определение музыки подъезда и гитары, Надя смеётся: «Ну конечно нет, он очень европейский мужчина. Знаете, мы тут были в Париже с мужем, и случайно встретили его. Стоял, очень гармоничный в красных штанах, изучал расписание показа фильма «Хоббит» в местном кинотеатре. Я поздоровалась и сказала, что большая поклонница. Хотя это и неправда».
В этот момент выясняется, что и проекте кавер-версий на песни «Аквариума» Moremoney решили участвовать совершенно случайно, и блестяще исполненную «25 к десяти» выбрали практически из соображений нумерологии — только потому, что Наде на тот момент как раз было двадцать пять лет.



От этих постоянных реверансов в сторону «так получилось» становится в какой-то момент дико неловко, и я рассказываю историю про поэта Метерлинка, чьё великое и небрежно написанное стихотворение оказалось, когда нашли его черновики, самым вымученным произведением своего времени.
«Ну да, среди людей творческих профессий очень принято преуменьшать значение труда и преувеличивать — таланта. — соглашается Грицкевич. — У меня, конечно, всё не само собой получилось. Мне очень много людей помогало и, думаю, ещё будут помогать. Просто потому, что каких-то вещей я делать просто не умею. С другой стороны, я точно вижу, когда мне нравится, как эти вещи делает кто-то другой. И я ищу подходящих людей, работающих с визуалом, с видео… Вот, музыкантов, допустим, не пришлось долго искать. С Ваней (Иван Калашников, коллега Грицкевич по Moremoney) мы давно договаривались, что он поможет сделать этот проект на русском языке».

надя грицкевич, наадя


Ухватившись за постоянно мелькающее в беседе слово «проект», спрашиваю, как, собственно, она воспринимает то, что делает. «Ведь есть же миф, — говорю я, — что творцы вкладывают душу в то, что делают, что правильное творчество — это что-то большое, попытка высказаться. А неправильное — это проект, который продуман от начала и до конца, через два года закончится, и после него сразу новый».

«Знаешь, когда я начинала писать эти песни… я не очень понимала, зачем и для кого я это делаю, — внезапно переходит на “ты” Надя. — Потом был период в два года, когда я совсем не могла писать по-русски. И вот, буквально недавно, у меня снова начало получаться. Но я до сих пор не знаю, почему. И почему были эти два года, и отчего получается сейчас.
И про “проект” — в песни “Наадя” уже слишком много вложено — знаний, работы над звуком, труда разных людей — чтобы можно было сказать, что они, как то стихотворение Метерлинка, спонтанно родились при взгляде на лунную дорожку на озере. Понятно, что когда человек что-то делает, он должен понимать — что именно.
Но давай я отвечу так: я не понимаю».



Интервью: Алексей Серебренников
Фото: Лена Цибизова

Читайте также:

Комментарии
Популярное

Поцелуй в обмен на продовольствие

Поцелуй в обмен на продовольствие

Поцелуй в обмен на продовольствие

Благодаря необычной рекламной акции о новом австралийском кафе узнал весь интернет. Как же нужно проводить подобные кампании, чтобы о вашем ресторане или магазине все говорили? А вот как
Read more...Collapse )
1

Я красивый и полезный. Съешь меня!

Я красивый и полезный. Съешь меня!

Я красивый и полезный. Съешь меня!

Всем известно (особенно родителям), что заставить ребенка поесть — превращается в чуть ли не самую главную проблему в жизни. Как заставить ребенка есть полезную еду (типа овощей на пару)?
Read more...Collapse )
7
?

Log in