Правда искусства – не в материале, а в умении художника видеть своеобразие

brag2Мы поговорили с художником о том, что движет им и к каким нотам человеческого характера апеллирует его творчество, об актуальности академического рисунка и социально-политическом контексте, о личностной эволюции его самого как мастера.

14 октября в Доме Пашкова состоялось открытие выставки Виктора Брагинского, известного пастелиста, доцента кафедры рисунка художественного факультета ВКУК им. Герасимова. Накануне мы поговорили с художником о том, что движет им и к каким нотам человеческого характера апеллирует его творчество, об актуальности академического рисунка и социально-политическом контексте, о личностной эволюции его самого как мастера.



brag2

- Виктор Эмильевич, 14 октября открывается выставка, приуроченная к Вашему 60-летию. Прошло немало лет с того времени, когда вы только начинали свой творческий путь. Для вас сегодняшнего вы тогдашний - это кто? Изменило ли Вас время, не возраст, а именно время?

- Время, безусловно, меняет отношение художника к миру и к его творчеству. Вместе с тем, за эти годы я еще больше стал придерживаться тех принципов в искусстве, которые определили мой выбор как самой техники пастель, так и самого жанра пейзаж. Я всегда был сторонником реалистических традиций русской живописи. Годы вносят свои коррективы, однако великие традиции культурного наследства России остаются для меня незыблемыми. Мой возраст только помогает мне еще больше оценить величие этого наследия.

- Во вступительном слове к одной из Вашей предыдущих выставок говорится, что пастель, которую вы любите и используете в своей работе,  "хрупкий инструмент и не годится для отражения проблемных социальных тем". Тем не менее, Ваше творчество сохраняет актуальность для многих людей. Что, на Ваш взгляд, сегодня современно в рисунке и живописи, какие темы и сюжеты "отзываются" в душе посетителей выставок, в душе обывателей?


braginsk_0

- Сама по себе тема, сюжет, жанр еще не повод судить о степени актуальности данного художественного произведения. Актуально то, что пропущено через душу художника и находит свой отклик в сердцах зрителей. Мне кажется, что пейзаж, как божье творенье, наиболее близок восприятию человека, в нем есть понятие первозданности и заданное в нем настроение может быть бесконечно разнообразным: пейзаж может быть очень социальным, а может быть очень интимным, доверительным, все зависит от воли автора.


- В Вашем творчестве большое место занимают пейзажи. Природа вокруг и внутри человека как-то коррелирует, по Вашему? Человеческий разум, характер, темперамент можно сравнить с природной стихией или, скажем, с ландшафтом? Встречались ли Вам такие люди - явления природы? (можете привести примеры людей, которые поразили вас природой своего таланта или, наоборот, катастрофически губительным невежеством и так далее?)

- Человек часть природы и часть окружающего мира. Также как и природа может проявляться бесконечно разнообразно, так же и человек может поражать нас бесконечными проявлениями своей натуры. Он может быть невежественным и одновременно талантливым, а может быть образованным, но духовно ограниченным.
Суть любого явления - не продолжительность этого явления во времени. Порыв ветра может нести в себе значительно больше образного напряжения, чем застывший на века памятник. Все зависит от глубины характера и насколько художник способен увидеть его своеобразие.

braginsk_1

- Поговорим о технике. пастель хоть и бывает и масляная и сухая, но всё же отличается и от масла и от карандаша. Пишешь маслом, не удался мазок - закрыл ещё одним поверху. В пастели больше правды, как Вы считаете? Больше естественности и искренности?

- Говорить о технике пастель в нескольких словах невозможно, это целый мир. Правда искусства заключается не в материале, в котором работает художник, а в том насколько этот материал соответствует замыслу. Для меня пастель что-то мистическое, я ощущаю прикосновение к этому материалу, как таинство. Я не думаю, что темы моих работ нельзя было бы изобразить в акварели или в масляной живописи. Просто я больше всего люблю пастель.

- Многие сегодняшние современные художники обращаются к разным формам, жанрам, материалам и стиля: кто-то юродствует, кто-то красит золотом унитаз, кто-то пишет темперой поверх глянцевой фотографии. Всё это успешно тиражируется, дорого продаётся. Насколько для Вас важно быть верным самому себе и не ставить во главу угла коммерческий успех? 


- Успех художника вещь относительная, каждый понимает под этим, что-то свое. Если говорить об успехе с позиции званий и наград, то великие мастера Возрождения – неудачники, поскольку никто из них не удостоился звания Народного художника.
Я не отрицаю коммерческий успех, но желательно, если ты при этом остаешься честным и искренним.

braginsk_2

- Я знаю, что у Вас сейчас намечается серия работ в Марокко. Почему именно эта страна? Что Вы ждёте от встрече с её ландшафтом, людьми? Можно ли будет назвать эту серию своеобразном исследованием, и, если да, то что или кого Вы будете исследовать?


- Мне хочется поменять колорит своих работ. В свое время изумительные пастели были созданы Зинаидой Серебряковой, когда она путешествовала по Алжиру. Я считаю этот ее цикл работ замечательным. Мне хочется, не повторяя уже найденного изобразительного хода мастера, постараться найти свой взгляд на страну, соседствующую с Алжиром. Я надеюсь собрать там богатый материал, который поможет мне создать что-то совершенно новое, не похожее на мои предыдущие работы.

braginsk_5
О художнике:
Виктор Брагинский

Заслуженный художник РФ, пастелист, график, доцент кафедры рисунка и живописи художественного факультета ВГИК.
Родился 2 сентября 1954 года в семье писателя-драматурга Эмиля Брагинского.
Учился на художественном факультете ВГИКа.
С 1976 года работал в издательствах художником книги. Серия его иллюстраций к сказкам Ганса Христиана Андерсена хранится в музее писателя в Дании.
На счету автора более 100 выставок. Работы мастера хранятся в частных коллекциях и музеях по всему миру.
В 80-е годы Виктора Брагинского пригласили преподавать и возглавить деканат художественного факульта Специализированного института искусств, а позже, в 2004-ом – в родной ВГИК.
В 2010 году Брагинский получил звание заслуженного художника Российской Федерации.



Василий Кузнецов, генеральный директор "Галереи Вересов" о современном искусстве, вечных ценностях, повестке дня и мейнстриме:

"Одной из целей «Галереи Вересов» и моей работы, в том числе, является поддержка академического рисунка и живописи. Сегодня под термином «актуальное искусство» зачастую понимают социально или политически окрашенный эпатаж. Хотя главных задач современности – развития эстетических и этических ценностей – это искусство, зачастую, не решает.
Эпатирующий арт не может сформировать будущее страны: не могут «макдональдсы» и «колы» продолжать традиции, на которых основана наша культура. Это мейнстрим, основанный на философии потребления. Останется ли он в веках? Войдёт ли в историю? Безусловно, что-то талантливое и хорошее войдет - войдёт то, что сделало переворот в сознании, дало какой-то импульс к развитию нового в других сферах жизни общества.
Как таковое современное искусство не отражает культурные процессы в России. И именно академические работы, выполненные в классических техниках, помогают бороться с деградацией этических и моральных норм в наши дни.
Сегодня спрос на академическое искусство ниже, чем на contemporary art. Но по-прежнему этот спрос управляем. Его «подогревают» или «охлаждают» музеи, аукционные дома, галереи. Чем больше мы, галеристы, будем обращать внимание на качество творческого продукта, тем выше шансы возродить интерес к произведениям академического искусства и у художников, и у общества".

Читайте также:

Комментарии
Популярное

Украсить историю: цветные ретро–фотографии

Украсить историю: цветные ретро–фотографии

Украсить историю: цветные ретро–фотографии

colouredМарк Твен, Чарли Чаплин, Элизабет Тейлор и тестирование первого пуленепробиваемого жилета — все это было в цветном мире. Так почему бы нам не убедиться в этом самим?
Read more...Collapse )
1

Как раньше выглядели интернет-гиганты

Как раньше выглядели интернет-гиганты

Как раньше выглядели интернет-гиганты

У всех великих всегда было довольно скромное начало. Как у людей, так и у веб-сайтов. Такие интернет-гиганты, как Amazon, YouTube, Facebook или Twitter были когда-то крошечными, монохромными с дурацкими логотипами и плохо продуманной структурой
Read more...Collapse )
22

Джесс Гринберг и Властелины Youtube

Джесс Гринберг и Властелины Youtube

Джесс Гринберг и Властелины Youtube

408176_308138502618539_950485213_nДжесс Гринберг — отличная гитаристка, и ей очень повезло по полной выиграть в генетическую лотерею. Гринберг планомерно захватывает интернет исполнением акустических кавер-версий классических и самых свежих музыкальных хитов
Read more...Collapse )
3

Порно VS Реальный секс. ВИДЕО. 18+

Порно VS Реальный секс. ВИДЕО. 18+

Порно VS Реальный секс. ВИДЕО. 18+

Если вы когда-нибудь смотрели порно, и если вы когда-нибудь занимались сексом — то, скорее всего, вы обратили внимание на то, что это две очень большие разницы. Так, чем же порно отличается от реальности?
Read more...Collapse )
158
?

Log in